Приветствую Вас Гость

МБОУ "Школа-интернат №22"

Меню сайта
Вход на сайт
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Портал государственных услуг Российской Федерации Полис ОМС
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Как научиться запоминать стихи

Как научиться запоминать стихи

       Когда-то знаменитый японский ученый, который был знатоком детской души, произнес следующие слова: "Стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные чувства, они должны быть изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнить, и в то же время должны нравиться самому ребенку».   И, конечно же, он был прав. Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи. Поэзия очень хорошо развивает в ребенке эстетические, нравственные и эмоциональные качества, закладывает в ребенка смысл, и отвлекает от плохих мыслей.  Для того, чтобы как можно раньше начать формировать у вашего чада такие полезные качества, необходимо еще до школы заниматься с ребенком, учить стихотворения, которые будут актуальны и понятны для его возраста. Однако, важно не просто заучивать стихи  и заставлять ребенка пересказывать их  вслух, но и научить его самостоятельно и быстро запоминать текст любого объема. Тем более, что школьная программа предполагает постоянное заучивание стихов целого ряда авторов.

     Часто родители школьников жалуются на то, что их ребенок отказывается учить стихи, плачет, и заверяет их, что не может ничего запомнить. Не нужно расстраиваться и ругать ребенка. Таким поведением вы, скорее всего, только испортите себе и ребенку настроение и снизите у него мотивацию на запоминание стихов. Гораздо полезнее будет пойти другим, более эффективным путем, о котором поведает наша методика для быстрого и легкого запоминания стихов любой сложности. Все что от вас потребуется – терпение, фантазия, листок бумаги, карандаш, и, конечно же, ваш позитивный настрой.

Вот несколько простых способов заучивания стихов школьникам и их родителям: 

-  учить текст надо  постепенно в течение нескольких дней. Хорошо начать заучивание перед сном за 2 дня до сдачи стихотворения. Уделите ему 20 минут перед сном в этот день и час перед сном в следующий. Ночью у человека происходит переосмысление выученного, и стихотворение будет отскакивать от зубов. Тогда оно врезается в память и когда придет время, будет выглядеть, как родное.

  - Не бойтесь и начинайте читать  стихотворение полностью. Обязательно найдите объяснение незнакомым или непонятным  словам  и выражениям.

-Теперь прочтите стихотворение ещё раз  уже медленно, стараясь запомнить именно слова, то есть их форму написания.

- Читаете раз, читаете два, читаете с интонацией, представляете все, что происходит: это просто какая-то история, которая имеет логическое завершение и которую вам нужно пересказать. Как только почувствуете, что голова стала запоминать историю, откладываете книгу от себя (не закрываете) и начинаете свой рифмованный рассказ.

- Можно разбить стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. Рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно просто размещать их в столбик или строчку. Все зависит от того, как вам удобнее.  Стоит заметить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

- Перепишите стихотворение на бумагу, это подключит ещё один вид памяти. Во время переписывания также проговаривайте его вслух. Не пропускайте этот шаг, он позволит выучить стих быстрее.

-Теперь переходим непосредственно к процессу заучивания. Учите стих только по той бумаге, на которую переписали его. Прочтите несколько раз первую строчку, повторите вслух, не смотря на лист. Затем прочтите первую и вторую строчку вместе, повторите вслух. Затем первую, вторую и третью…   И так далее. Каждый раз добавляйте по строчке. Но совсем необязательно учить стихотворение полностью таким образом. Можете начинать новый "цикл” после каждых 4-8 строк.

- Часто случается так, что какое-то место в стихотворении никак не поддаётся, чаще всего это происходит именно на "стыке” циклов. Напишите на руке шпаргалку со словом, с которого начинается цикл, начало которого вы никак не можете запомнить. 

Или  как только запнулись или подзабыли, подглядывайте в книге. Именно подглядывайте те несколько слов, на которых остановились, не читайте текст целиком или большие куски. Эти мелкие «белые пятна памяти»  после каждого круга будут исчезать . В самом начале вы постоянно будете смотреть в книгу, а через несколько кругов – раз или два.

. После этого,  попробуйте рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

-  Заключительный этап – рассказ стихотворения без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

 

        Известно , что одним лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Есть память зрительная, слуховая и механическая.   Так вот, применительно к стихам, у людей с более развитой зрительной памятью легче запоминается стих, который они видят перед глазами, читают самостоятельно, можно даже не вслух.

     Люди с преобладанием слуховой памяти быстрее воспринимают информацию, когда им ее читают, или читают сами вслух. Те же, у кого лучше обстоят дела с механической, заметили, что в голове все откладывается лучше, если они сами проговаривают строки, при этом делают что-то руками, монотонно ходят по комнате, перебирают вещи, рисуют круги в листочке и так далее.

  Если вы хотите осознать, как быстро выучить большой стих,  необходимо соединить все эти три вида памяти с большим акцентом на ту, которая преобладает у вас. Например, положите книгу перед собой, чтобы периодически в нее заглядывать, читайте из нее вслух, при этом медленно передвигаясь  из одного конца комнаты в другой  и обратно. Так у вас работаю т  сразу три вида памяти : механическая, зрительная и слуховая.

   Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как  легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти является ведущим.

 Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

Уверены, наши советы вам помогут. Удачи!

 

Из опыта работы учителя русского языка и литературы  школы- интерната №22

Шмойловой Н.В.

 

2012 г.

 

 

 

 

 

 


МБОУ "Школа-интернат №22" © 2024