- Усачева Галина Васильевна
Педагог - психолог
Высшее образование
Высшая категория
Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху его нужно знать и понимать. Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребностей – главное направление работы педагога-психолога школы-интерната.
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) имеют особенности в психическом развитии: они отстают от нормально разговаривающих сверстников. Дети испытывают значительные сложности в формировании произвольного внимания, повышенная отвлекаемость становится источником нарушения поведения, контроля над деятельностью. У таких детей наблюдается низкий уровень восприятия. Снижен объем памяти, дети могут удерживать в уме и оперировать ограниченным объемом информации. Ограничен объем знаний об окружающем, беден словарный запас, дети испытывают трудности при выполнении мыслительных операций (исключение лишнего предмета, обобщение, сравнение понятий и явлений, установлении логических связей между понятиями).
Нарушения речи в ряде случаев отрицательно влияют на формирование личности ребенка, вызывают специфические особенности эмоционально-волевой сферы. Трудности общения обучающихся, страдающих стойкими речевыми нарушениями, со сверстниками и взрослыми нередко становятся причиной задержки их личностного развития, неуверенности в себе, напряженности и тревоги. Это препятствует полноценному функционированию личности.
Своеобразие различных психических функций является производным, возникшим вследствие аномального развития речи. Вторичный характер обозначенных особенностей подтверждается тем, что при определенной коррекционно-развивающей работе, направленной параллельно на развитие речевой деятельности, развитие познавательной сферы, эмоционально-личностной сферы они преодолеваются, и дети догоняют в развитии своих нормально разговаривающих сверстников.
Проблема коррекции детей с ТНР является предметом повышенной актуальности. Учитывая особенности поступающих к нам детей, работа психолога осуществляется в тесном сотрудничестве с педагогами, медицинскими работниками, администрацией школы, что позволяет рассматривать проблемы воспитанников глубоко и оказывать им разностороннюю помощь.
Одним из значимых направлений деятельности психолога в школе-интернате – отслеживание процессов адаптации и развития обучающихся. Основное значение придается профилактике дезадаптации обучающихся диагностических, первых и пятых классов, вновь прибывших детей в школу-интернат и выпускникам школы. В связи с этим ведется работа по психолого-педагогическому сопровождению и поддержке детей в период школьной адаптации, которая строится в форме индивидуальных бесед, консультаций с родителями и педагогами, коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие отдельных сторон психической деятельности, развитие познавательной сферы, эмоционально-личностной сферы, совершенствование движений и сенсорного развития, на предупреждение вторичных отклонений. Проводятся фронтальные и индивидуальные диагностические обследования, анализ развития познавательных способностей, развитие эмоционально-личностной сферы, физической и физиологической зрелости, школьной мотивации детей, результаты которых обсуждаются на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме и педагогических советах. С целью своевременного внесения корректировки отслеживается мониторинг развития детей. Все результаты мониторинговых исследований и рекомендаций, направленных на преодоление трудностей, заносятся в индивидуальные карты развития детей.
Мы наблюдаем, что при наличии адекватно организованной психолого-педагогической работы с обучающимися происходит в перестройка в деятельности детей. Главенствующая роль переходит к учению, изменяются мотивы поведения, делающие толчок развитию познавательных интересов, что отчетливо проявляется в учении, играх, других занятиях; дети начинают адекватно взаимодействовать с окружающими, успешно адаптируются в социуме. При благоприятных условиях речевое недоразвитие полностью компенсируется (в ряде случаев в относительно короткое время) и далее наблюдается полноценное развитие ребенка.