Приветствую Вас Гость

МБОУ "Школа-интернат №22"

Меню сайта
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Портал государственных услуг Российской Федерации Полис ОМС
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Кабинет психолога



- Усачева Галина Васильевна
          Педагог - психолог
        Высшее образование
         Высшая категория

Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того  чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху его нужно знать и понимать. Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребностей – главное направление работы педагога-психолога школы-интерната.

  Дети с тяжелыми нарушениями  речи (ТНР) имеют особенности в психическом развитии: они отстают от нормально разговаривающих сверстников.  Дети испытывают значительные сложности в формировании произвольного внимания, повышенная отвлекаемость  становится источником нарушения поведения, контроля над деятельностью.  У таких детей наблюдается низкий уровень восприятия.  Снижен объем памяти, дети могут удерживать в уме и оперировать ограниченным объемом информации. Ограничен объем знаний об окружающем, беден словарный запас, дети испытывают трудности при выполнении мыслительных операций (исключение лишнего предмета, обобщение, сравнение понятий и явлений, установлении логических связей между понятиями).

  Нарушения речи в ряде случаев отрицательно влияют на формирование личности ребенка, вызывают специфические особенности эмоционально-волевой сферы. Трудности общения обучающихся, страдающих стойкими речевыми нарушениями, со сверстниками и взрослыми нередко становятся причиной задержки их личностного развития, неуверенности в себе, напряженности и тревоги. Это препятствует полноценному функционированию личности.

  Своеобразие различных психических функций является производным, возникшим вследствие аномального развития речи. Вторичный характер обозначенных особенностей подтверждается тем, что при определенной коррекционно-развивающей работе, направленной параллельно на развитие речевой деятельности, развитие познавательной сферы, эмоционально-личностной сферы они преодолеваются, и дети догоняют в развитии своих нормально разговаривающих сверстников.

 Проблема коррекции детей с ТНР является предметом повышенной актуальности. Учитывая особенности  поступающих к нам детей, работа психолога осуществляется в тесном сотрудничестве с педагогами, медицинскими работниками, администрацией школы, что позволяет рассматривать проблемы воспитанников глубоко и оказывать им разностороннюю помощь.

 Одним из значимых направлений деятельности психолога в школе-интернате – отслеживание процессов адаптации  и развития обучающихся. Основное значение придается профилактике дезадаптации обучающихся диагностических, первых и пятых классов, вновь прибывших детей в школу-интернат и выпускникам школы. В связи с этим ведется работа  по психолого-педагогическому сопровождению и поддержке детей в период школьной адаптации, которая строится в форме индивидуальных бесед, консультаций с родителями и педагогами, коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие отдельных сторон психической деятельности, развитие познавательной сферы, эмоционально-личностной  сферы, совершенствование движений и сенсорного развития, на предупреждение вторичных отклонений. Проводятся фронтальные и индивидуальные диагностические обследования, анализ развития познавательных способностей, развитие эмоционально-личностной сферы, физической и физиологической зрелости, школьной мотивации детей, результаты которых обсуждаются на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме и педагогических советах. С целью своевременного внесения корректировки отслеживается мониторинг развития детей. Все результаты мониторинговых исследований и рекомендаций,  направленных на преодоление трудностей, заносятся в индивидуальные карты развития детей.

  Мы наблюдаем, что при наличии адекватно организованной психолого-педагогической работы с обучающимися происходит в перестройка в деятельности детей. Главенствующая роль переходит к учению, изменяются мотивы поведения, делающие толчок развитию познавательных интересов, что отчетливо проявляется в учении, играх, других занятиях; дети начинают адекватно взаимодействовать с окружающими, успешно адаптируются в социуме. При благоприятных условиях речевое недоразвитие полностью компенсируется (в ряде случаев в относительно короткое время) и далее наблюдается полноценное развитие ребенка.


Одним из значимых направлений деятельности педагога-психолога в школе-интернате является активное участие в работе по оказанию помощи выпускникам в определении своих жизненных планов и в соответствии  с ними выстраивать алгоритм действий, открывать перспективу в дальнейшем личностном развитии.

 


МБОУ "Школа-интернат №22" © 2024