Кабинет психолога
- Усачева Галина Васильевна Педагог - психолог Высшее образование Высшая категория
Развитие личности ребенка, его
способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести
ребенка к успеху его нужно знать и понимать. Познание каждого школьника, его
индивидуальности, потребностей – главное направление работы педагога-психолога
школы-интерната.
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
имеют особенности в психическом развитии: они отстают от нормально
разговаривающих сверстников. Дети
испытывают значительные сложности в формировании произвольного внимания,
повышенная отвлекаемость становится
источником нарушения поведения, контроля над деятельностью. У таких детей наблюдается низкий уровень
восприятия. Снижен объем памяти, дети
могут удерживать в уме и оперировать ограниченным объемом информации. Ограничен
объем знаний об окружающем, беден словарный запас, дети испытывают трудности при
выполнении мыслительных операций (исключение лишнего предмета, обобщение,
сравнение понятий и явлений, установлении логических связей между понятиями).
Нарушения речи в ряде случаев отрицательно влияют на формирование
личности ребенка, вызывают специфические особенности эмоционально-волевой
сферы. Трудности общения обучающихся, страдающих стойкими речевыми нарушениями,
со сверстниками и взрослыми нередко становятся причиной задержки их личностного
развития, неуверенности в себе, напряженности и тревоги. Это препятствует
полноценному функционированию личности.
Своеобразие различных психических функций является производным,
возникшим вследствие аномального развития речи. Вторичный характер обозначенных
особенностей подтверждается тем, что при определенной коррекционно-развивающей
работе, направленной параллельно на развитие речевой деятельности, развитие
познавательной сферы, эмоционально-личностной сферы они преодолеваются, и дети
догоняют в развитии своих нормально разговаривающих сверстников.
Проблема коррекции детей с ТНР является
предметом повышенной актуальности. Учитывая особенности поступающих к нам детей, работа психолога
осуществляется в тесном сотрудничестве с педагогами, медицинскими работниками,
администрацией школы, что позволяет рассматривать проблемы воспитанников
глубоко и оказывать им разностороннюю помощь.
Одним из значимых направлений деятельности
психолога в школе-интернате – отслеживание процессов адаптации и развития обучающихся. Основное значение
придается профилактике дезадаптации обучающихся диагностических, первых и пятых
классов, вновь прибывших детей в школу-интернат и выпускникам школы. В связи с
этим ведется работа по
психолого-педагогическому сопровождению и поддержке детей в период школьной
адаптации, которая строится в форме индивидуальных бесед, консультаций с
родителями и педагогами, коррекционно-развивающих занятий, направленных на
развитие отдельных сторон психической деятельности, развитие познавательной
сферы, эмоционально-личностной сферы,
совершенствование движений и сенсорного развития, на предупреждение вторичных
отклонений. Проводятся фронтальные и индивидуальные диагностические
обследования, анализ развития познавательных способностей, развитие
эмоционально-личностной сферы, физической и физиологической зрелости, школьной
мотивации детей, результаты которых обсуждаются на школьном
психолого-медико-педагогическом консилиуме и педагогических советах. С целью
своевременного внесения корректировки отслеживается мониторинг развития детей.
Все результаты мониторинговых исследований и рекомендаций, направленных на преодоление трудностей,
заносятся в индивидуальные карты развития детей.
Мы наблюдаем, что при наличии адекватно организованной
психолого-педагогической работы с обучающимися происходит в перестройка в
деятельности детей. Главенствующая роль переходит к учению, изменяются мотивы
поведения, делающие толчок развитию познавательных интересов, что отчетливо
проявляется в учении, играх, других занятиях; дети начинают адекватно
взаимодействовать с окружающими, успешно адаптируются в социуме. При
благоприятных условиях речевое недоразвитие полностью компенсируется (в ряде
случаев в относительно короткое время) и далее наблюдается полноценное развитие
ребенка.
Одним из значимых направлений деятельности педагога-психолога в
школе-интернате является активное участие в работе по оказанию помощи выпускникам
в определении своих жизненных планов и в соответствии с ними выстраивать
алгоритм действий, открывать перспективу в дальнейшем личностном развитии.
|