Семинар для воспитателей
Доклад «Методические рекомендации по проведению речевого часа»
Составители: Суднишникова Е.И., Прокудина Н.В., Литвиненко Л.С.
Учащиеся нашей школы нуждаются в логопедической помощи и требуют проведения комплексной специальной работы по коррекции дефектов устной и письменной речи, формированию у них предпосылки к полноценному усвоению общеобразовательной программы.
Логопедическая работа является важным звеном комплексного медико-педагогического воздействия на ребёнка. Она коррегирует речевую функцию, расширяет коммуникативно-познавательную деятельность учащихся, способствует развитию мышления. В этой коррекционной работе участвуют и учителя и воспитатели.
Цель нашей работы: дать методические рекомендации по проведению речевого часа.
Давайте обратимся к речевому профилю нашей школы и рассмотрим
те речевые нарушения, которые встречаются у детей, обучающихся в нашей школе.
Виды речевых нарушений
ОНР. При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развёрнутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
У некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.
У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
ОНР может проявляться в разной степени.
I уровень характеризуется отсутствием речи. Дети пользуются лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания. Речь смазанная, нечёткая. Ребёнок активно пользуется мимикой и жестами. Активный словарный запас ограничен.
II уровень – начатки общеупотребительной речи. Появляются искажённые, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. («Литя одают земю» - Листья падают на землю.) Высказывания детей бедны, ребёнок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.
III уровень. Характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи. Свободное общение затруднено.
Дети уже пользуются всеми частями речи. Начинают использовать слова-признаки. Пытаются строить сложные предложения. У ребёнка можно выделить правильно и неправильно произносимые звуки. Могут рассказать о семье, о событиях окружающей жизни, составить небольшой рассказ.